Kita-Shiretoko | Терпения


1937 | Kita-Shiretoko  | Кита Сиретоко

 

В 1937 году был поставлен временный маяк, в виде деревянной пирамиды.

Высота над  уровнем моря 49 м из них 34 высота мыса над уровнем моря.

Наверху пирамиды находилась комната с фонарем.

Свет: белый огонь, 25 проблесков в минуту.

 

 


 

1953 | Терпения

41 / 71  48.645081, 144.743685

 

Географические координаты: широта48°38,7' N, долгота 144°44,5' Е.

Высота сооружения от основания 41 м.

Высота огня от уровня моря 71 м.

Дальность видимости 22 мили.

Установлен на мысе Терпения, юго-восточной оконечности полуострова Терпения.

Указывает положение мыса и обеспечивает плавание вдоль восточного берега острова Сахалин на подходах к заливу Терпения.

Построен в 1954 г.

в виде круглой бетонной башни с черными и белыми горизонтальными полосами на белом восьмигранном основании.

Светит белым длительно-проблесковым огнем.

Оборудован радиомаяком.

Действует с 15 апреля по 15 декабря.

 

 


Google Maps content is not displayed due to your current cookie settings. Click on the cookie policy (functional) to agree to the Google Maps cookie policy and view the content. You can find out more about this in the Google Maps privacy policy.

 

Маяк Терпения 2 класса установлен на мысе Терпения -  юго-восточной  оконечности полуострова Терпения на восточном берегу острова Сахалин, омываемого Охотским морем. Мыс Терпения – самая восточная точка Сахалина.

 

Штатный номер маяка Терпения по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года - № 2720. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7884.

Географические координаты маяка Терпения:

широта 48º 38,7' N, долгота 144º 44,5' E.

 

Мыс Терпения представляет собой небольшое невысокое скальное плато с крутыми склонами, которое соединяется с полуостровом низким перешейком. На плато растёт только трава и редкие кусты.

 

Маяк Терпения предназначен для обеспечения мореплавания в Охотском море и в заливе Терпения, а также для предупреждения   об острове Тюлений и рифах, лежащих к югу от полуострова Терпения на протяжении 8,5 миль (16 км).

 

Маяк Терпения был построен с фонарным сооружением и имел высоту 40,75 м от планировочной отметки. В 1989 году фонарное сооружение из-за значительной коррозии было  снято. Сейчас маяк имеет высоту 35,20 м.  Он установлен на высоте 34,00 м над уровнем моря в расстоянии 300 м от береговой черты.

 

Маяк Терпения находится на территории Поронайского городского округа Сахалинской области.

 

Ближайший населённый пункт - город и порт Поронайск находится от маяка по прямой, через залив Терпения, в расстоянии 73,3 мили (136 км), а по суше дорогами – 200 км. Там же находится маяк Поронайск. Другой маяк - автоматический маяк Беллинсгаузена на побережье Охотского моря отстоит от маяка Терпения к северу на расстоянии 55 миль (102 км).

 

Залив Терпения открыл 5 августа (26 июля) 1643 года выдающийся голландский мореплаватель Маартен  Герритсен Де Фриз, который пришёл в залив на  флейте «Кастрикум» и дал ему название «Патиенс» (гол. - терпение). Есть легенда, что в этом названии он отразил своё длительное ожидание рассеяния очень густого тумана, который не давал ему продолжить плавание.  Но записи в судовом журнале свидетельствуют, что он пробыл в заливе всего три дня, использовав их на общение с местными жителями – айнами с целью сбора сведений о месте своего пребывания.

 

Местные жители – айны называли залив «Тарайка-ван», что в переводе означало «Большая волна, или Полноводная река». Японцы в 19 веке перевели на свой язык данное Фризом название – «Хатинсэ».

 

Впоследствии полуостров, отделяющий залив от Охотского моря, и один из двух мысов, которыми оканчивается  полуостров, получили название залива. Но японцы дали юго-восточному мысу название «мыс Кита Сиретоко». Второй мыс, юго-западная оконечность полуострова,  получил название «мыс Георгия».

 

Впервые «огонь» или в нынешних терминах – светящий навигационный знак Кита Сиретоко был установлен в 1937 году японским инженером Уэно Сададзири. Об установке огня Терпения было объявлено в 1937 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 217 и 28 декабря 1937 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ. Описания башни огня не приводится. Указывается, что это был белый огонь, дававший 25 проблесков в минуту.

 

15 июля 1946 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 112 было объявлено: «Установлен и введён в действие огонь на мысе Терпения, огонь Бл Пр 0,5 + 3,5 – 4 сек, дальность 11 миль, высота центра огня над уровнем моря 57 м,  4-гранная деревянная пирамида высотой 7 м.» Следует иметь в виду, что в это время вводились в действие доставшиеся от Японии маяки и знаки южного Сахалина и формулировка «установлен и введён в действие» относилась и к объектам, где на сохранившиеся башни в силу разных причин устанавливали отечественные светооптические аппараты.

 

«Индивидуальная карточка» - форменный бланк учёта объектов маячного фонда Гидрографической службы ВМФ, составленная в октябре 1952 года на освещаемый знак Терпения, указывает, что «четырёхгранная ажурная пирамида» высотой 7 метров построена в 1935 году Японией. Карточка содержит схематический чертёж знака, из которого следует, что башня знака была призматической, а не пирамидальной, деревянной, с крышей. Центр огня был на высоте 7 м  над планировочной отметкой, а общая высота башни с крышей имела высоту 8,50 м. На знаке стоял  ацетиленовый аппарат марки Ф-140.

 

В книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» издания 1951 года  даётся описание автоматического светящего навигационного знака Терпения, штатный № 305: «4-гранная деревянная пирамида с будкой наверху». Указана высота огня от планировочной отметки 7 м и от уровня моря 57 м. Указан также год учреждения знака – 1947 год. В СССР будки на светящих знаках на Дальнем Востоке не делали. Годом учреждения сохранившихся японских маяков и навигационных знаков указывали год объявления  отечественными Извещениями мореплавателей возобновление их действия.

 

На основании изложенных выше сведений представляется возможным сделать вывод, что построенный Японией в 1937 году светящий навигационный знак  в виде деревянной 4-гранной пирамидальной башни с будкой для светооптического аппарата наверху простоял до 1954 года – всего 17 лет. О наличии такого знака высотой 7,50 м было объявлено 19 августа 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 396.

 

24 декабря 1954 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 42 часть II было объявлено об установке маяка Терпения на мысе того же названия. Огонь маяка белый круговой группо-проблесковый: свет 1,2 сек + темн. 5,8 сек + свет 1,2 сек + темн. 21,8 сек – период 30 сек – 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня 22 мили (41 км). Высота центра огня от планировочной поверхности 37,40 м,  от уровня моря 71,40 м. Башня маяка цилиндрическая, железобетонная с чёрными и белыми горизонтальными полосами и с фонарным сооружением. Башня установлена на 8-гранном пирамидальном цоколе. Высота маяка 41,20 м. Прежний штатный огонь Терпения сохранялся как резервный. 25 августа 1955 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ №181 часть II об изменении характера огня маяка на проблесковый: свет 3 сек + темн. 4,5 сек – период 7,5 сек – 8 проблесков в минуту. Этот характер огня сохраняется до сих пор.

 

В том же Извещении мореплавателям сообщалось, что при маяке Терпения установлен радиомаяк кругового действия Терпения, имеющий опознавательный сигнал по азбуке Морзе «ТР»,  дальность действия 150 миль и работающий на частоте 309,6 кгц и длине волны 969 метров.

 

Построила  маяк подрядная строительная организация в/ч 42817 Дальвоенморстроя. Работами руководили Лишинер, Ахтырченко, прорабы Калмыков, Песков и Палев. Все объекты маяка были приняты в эксплуатацию до 31 декабря 1954 года.

 

Монолитная железобетонная башня маяка высотой 35 м построена по типовому проекту шифр ИГ-9 разработанному Военморпроектом № 26 в 1950 году. Главный инженер проекта Голубев.

 

Башня представляет собой цилиндрический ствол высотой 25 м и диаметром 4 м, установленный на 8-гранный пирамидальный цоколь высотой 10,0 м. Внутри башни стальная винтовая лестница и прямоугольная шахта для подъёма грузов в фонарное сооружение. В верхней части башни находится подфонарное помещение для предотвращения тяги внутри башни, хранения инструментов и расходных материалов. В  башне предусмотрены оконные проёмы для освещения внутреннего помещения в дневное время.

 

На верхней площадке башни было установлено 12-гранное фонарное сооружение, изготовленное по типовому проекту шифр ТГ-8 (12-ФС-2840), разработанному Военморпроектом № 26 в 1950 году. Главный инженер проекта Голубев. Фонарное сооружение было демонтировано в 1989 году, поскольку пришло в негодное состояние из-за коррозии.

 

Первоначально в фонарном сооружении была установлена поясная линза Л-500, имевшая фокусное расстояние 250 мм, с электролампой мощностью 500 вт. В 1976 году вместо линзы был установлен светооптический электрический невращающийся аппарат марки ЭМН-500. Характеристика огня не изменилась. После разборки фонарного сооружения в 1989 году был установлен светооптический автоматический аппарат марки  АСА-500 с фонарём. Фонарь предназначен для защиты электролампы и оптической системы от атмосферных воздействий и заменяет фонарное сооружение. В аппарате  установлена электролампа марки КГММ 110-1000.

 

Для обеспечения электроэнергией всех потребностей маяка и маячного городка, размещения аппаратуры маяка, радиомаяка и наутофона, а также связной радиостанции рядом с маяком было построено маячное техническое здание по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному в 1951 году Государственным проектным институтом № 1 ВМС МО. Главный инженер проекта Голубев. Здание построено из шлакоблоков. Его размер в плане 17,68 м х 17,70 м, общая площадь 268 кв. м, высота помещений 3,00 м. Здание имеет водяную систему центрального отопления от водогрейного отопительного котла марки КОАВ-68, работающем на дизельном топливе, который был установлен в 1974 году. Около здания была построена стальная мачта – опора Т-образной антенны радиомаяка, для которой второй опорой стал маяк. Здесь же находятся склад ГСМ в таре,  резервуар для воды и гараж, построенный в 1974 году.

 

В 1954 году в здании был установлен радиомаяк марки КРМ-250, об открытии действия которого было объявлено одновременно с объявлением об открытии действия маяка. В 1976 году он был заменён на радиомаяк марки КРМ-100. В 1988 году была произведена очередная замена радиомаяка на КРМ-300, который работает до сих пор.

 

Тогда же, в 1954 году в маячном техническом здании был установлен наутофон марки 3/Р5-53 производства ГДР, завод «Юлиус Пинч». Он имел круговое действие, средний тон звукового сигнала. Три звуковых излучателя были установлены на деревянной площадке высотой 3,50 м, установленной на высоте 38 м от уровня моря и в расстоянии 105 м от уреза воды. Об открытии действия наутофона было объявлено 3 сентября 1955 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 186 часть II. Наутофон был упразднён, о чём было объявлено  25 апреля 1972 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 75. Причиной упразднения была забота о покое морских животных на их лежбищах в районе мыса Терпения.

 

В расстоянии около 400 м от маяка на прибрежной террасе для служащих маяка были построены два одинаковых 2-квартирных жилых дома из шлакобетонных блоков. В каждой квартире по три жилые комнаты, кухня и кладовые. Вода – в колодце. Уборные – вне дома. Размер каждого дома в плане 18,76 х 8,76 м. общая площадь дома 107 квм, высота помещений 3,20 м.  Там же были построены баня, колодец, склад маячного имущества, хозяйственный сарай, конюшня, резервуары для приёмки дизельного топлива с танкеров и насосная станцией для его подачи в маячное техническое здание, построенная в 1974 году.

 

Строительство насосной станции, топливопровода и гаража, а также реконструкция ранее построенных зданий  были выполнены в 1971 – 1976 годах в/ч 72010 Дальвоенморстроя под руководством майора-инженера Емельянова и прораба Меньшова. В процессе реконструкции оба жилых дома были переведены на центральное водяное отопление от водогрейных котлов, объединённых с кухонными плитами.

 

Начальником маяка в 1980 году был В.Ещенко.

Маяк Терпения находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин 

 


 

Юрий Иванович Тюрин

В октябре 1951 года он работал на Южном Сахалине старшим гидрографом и делал топопривязку под строительство маяка. Однажды во время таких замеров ему пришлось покинуть свою шлюпку и добираться до берега вплавь. На пустынном пляже он обнаружил землянку, из которой струился дымок. В ней расположился пограничный отряд. Солдаты приютили Юрия Тюрина, и во время обеда он обратил внимание на проступавшую надпись на закопченной плите. Она рассказала о том, что в этом месте погибли русские моряки, охранявшие от иностранных браконьеров лежбище котиков на острове Тюлений.

Эта чугунная плита укреплена на цоколе маячной башни в память об этих людях. До сих пор остается загадкой, кто был автором этой доски, а также когда и где ее отлили и доставили в это место...