Chirai-zaki | Ламанон


2012 | Ламанон | (© marka)

 

 

1940 | Chirai-zaki | Ламанон

26 / 71  48.781423, 141.850614

 

Маяк Chirai-zaki  (Тириязаки   Циран) (Ламанон) на мысе Циран или Циракевеоссо (Ламанон).

 

Географические координаты: широта 48 46,9' N, долгота 141°50,9' Е.

Высота сооружения от основания 26 м.

Высота огня от уровня моря 71 м.

Дальность видимости 22 мили.

Установлен на мысе Ламанон, расположенном на восточном берегу Татарского пролива.

Обеспечивает плавание в Татарском проливе.

Построен в 1940 г.

в виде круглой бетонной башни с белыми и черными горизонтальными полосами и фонарным сооружением.

Светит белым проблесковым огнем в секторе 173°-35°.

Оборудован радиомаяком.

Обслуживается постоянным персоналом.

 

 

2012 | Ламанон | (© marka)


Google Maps content is not displayed due to your current cookie settings. Click on the cookie policy (functional) to agree to the Google Maps cookie policy and view the content. You can find out more about this in the Google Maps privacy policy.

 

В 1787 году великий французский мореплаватель Жан Франсуа де Лаперуз, совершая кругосветное плавание по личному заданию короля Людовика XVI, после разведки берегов корейского полуострова и будущего приморья отправляется со своим небольшим флотом из двух фрегатов - "Буссоль" и "Астролябия" в район острова Оку-йесо. так в свое время назывался Сахалин.

 

Француз открывает пролив между Хоккайдо и Оку-йесо и называет его своим именем. Затем флот Лаперуза идет вдоль берегов острова на север. заметив, что морские глубины становятся все меньше и меньше, Лаперуз поворачивает обратно. решив, что флот упрется в перешеек между Оку-йесо и материком, Лаперуз лишает себя очередного географического открытия - пролива между Сахалином и материком.

 

Маяк Ламанон 1 класса расположен на мысе Ламанон острова Сахалин на восточном берегу Татарского пролива.

 

Штатный номер маяка Ламанон  по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - 1275. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7716.

 

Маяк Ламанон предназначен для обеспечения мореплавания в Татарском проливе на подходе к портам Углегорск, Шахтёрск и Лесогорск.

 

Мыс Ламанон представляет собой каменную террасу, выдающуюся в пролив. Он сложен вулканическими горными породами. Мыс обрывистый, поросший травой. У мыса вблизи  уреза воды расположена пещера.

 

Маяк Ламанон расположен в Углегорском районе Сахалинской области. Ближайший населённый пункт  - посёлок Орлово в расстоянии 10 км. Ближайшая железнодорожная станция Ильинск Южно – Сахалинской железной дороги в расстоянии 100 км.

 

Маяк Ламанон установлен в расстоянии 45 метров от берегового обрыва на высоте 47,4 метра над уровнем моря.

 

Географические координаты маяка Ламанон: долгота 48  46,9,  широта 141  50,9.

 

Маяк Ламанон назван в 1787 году выдающимся французским мореплавателем Жаном – Франсуа де Гало, графом Лаперузом (1741 – 1788)  - руководителем кругосветной экспедиции на фрегате «Буссоль», посетившей эти места, в честь участника экспедиции Роберта де Ламанона – учёного – физика, ботаника и метеоролога.

 

Необходимость установки маяка на мысе Ламанон в России понимали давно. Ещё «Планом работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы» Морским министерством было предусмотрено строительство одного из двух маяков: Императорского (в последствии Николаевского, ныне Красный Партизан) или Ламанонского. На строительство было выделено 115 000 рублей. Выбор пал на первый маяк.

 

Маяк на мысе Ламанон был построен только в 1940 году Японией в период существования на южном Сахалине   губернаторства Карафуто. В то время мыс носил наименование Циран или Циракевеоссо и маяк  получил такое же название. Маяк открыл действие в конце 1940 года. При маяке был установлен радиомаяк, С 6 декабря 1941 года при маяке начала действовать сирена.

 

Маяк, существующий и теперь, представляет собой монолитную железобетонную  коническую башню высотой 22, 8 м, диаметром внизу 5,0 м и вверху под галереей – 4,5 м. Внутри башни по её вертикальной оси установлена железобетонная труба диаметром 90 см для груза, обеспечивавшего вращение светооптического аппарата, и винтовая железобетонная лестница. Толщина стен башни внизу 80 см, вверху – 55 см. Диаметр внутреннего помещения башни по всей высоте 3,40 м.  Верхнюю площадку – галерею башни поддерживают 12 фигурных железобетонных кронштейна.

 

Венчает башню  не имеющее цоколя фонарное сооружение высотой 3,70 м. Остеклённая его конструкция с куполом установлена  на перекрытие подфонарного помещения. Штормовое остекление двухъярусное  высотой 2,15 м. Штормовые стёкла прямоугольные выпуклые по 12 штук в каждом ярусе.

 

Высота башни с фонарным сооружением 26,50 м.

На башня были накрашены, как и теперь,  3 белые и 3 чёрные горизонтальные полосы.

 

На башне был установлен светооптический аппарат японского производства с керосино – калильной лампой. Маяк светил белым проблесковым огнём, который имел  дальность видимости 18,5 мили (34 км).

 

В 1943 году по этому же проекту был построен маяк  Коноторо, ныне  Слепиковского.

 

Маячный городок был построен компактным, в специфическом японском стиле – на небольшой спланированной огороженной площадке размеров всего лишь 90 х 60 метров были размещены маяк и 9 капитальных зданий из монолитного железобетона с плоскими крышами, в том числе 4 жилых дома.  Все здания и маяк связаны между собой крытыми переходами, в которых проложены коммуникации. Хозяйственные постройки были размещены вне этой территории.

 

В маячном городке были построены:

- здание радиомаяка, впоследствии реконструированное в маячно – техническое здание, общей площадью 104 кв.м, высота помещений 4,0 метра,

- здание сирены, сейчас используемое для размещения отопительной котельной и бани, общей площадью 96 кв. м, высота помещений 4,50 метра,

- четыре 2-квартирных жилых дома общей площадью от 55 до 88 кв. м каждый с помещениями высотой 2,70 м   и чердаком высотой 90 см, при плоской железобетонной монолитной крыше, с керосиновым освещением,

-  три здания складов, в одном из которых около маяка находилось служебное помещение начальника маяка,

- стальная решетчатая радиобашня высотой 20 метров с весьма эффективным антикоррозионным покрытием для крепления полотна Т-образной антенны радиомаяка. Другим концом полотно крепилось к башне маяка. Такие типовые радиобашни  японцы устанавливали на маяках южного Сахалина и Курильских островов, где были радиомаяки. Эти башни стоят до сих пор.

 

Рядом с маячным городком построили сараи, скотные дворы, мусорницы и т.д.

Маяк, тогда ещё Циран, возобновил работу по окончании боевых действий, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям № 73 от 20 ноября 1945 года. Маяк светил переменно белым и зелёным огнём и имел дальность видимости 10 миль (более 18 км). Извещением мореплавателям № 71 от 17 мая 1946 года было объявлено о вводе в действие сирены маяка Циран. Её сигнал оставался прежний: звук 5 сек + тишина 30 сек – период 35 сек.

 

Извещением мореплавателям № 8 от 9 января 1947 года  было объявлено об установке и вводе в действие радиомаяка всё ещё носившего название Циран, который имел опознавательный сигнал «ЦР», работал на волне длиной 998 метров и имел дальность действия 100 миль (185 км). Он работал в группе с радиомаяками Песчаный и Лессенс – Датта (ныне Датта). В августе 1952 года он был заменён на радиомаяк марки КРМ-50.

 

2 сентября 1952 года при маяке, носившем уже название Ламанон, открыла действие отечественная сирена марки ДСУ-50/51, установленная на место прежней японской в здании сирены из  монолитного железобетона в расстоянии 47 метров от уреза воды. Рупор был установлен на высоте 46,9 метра над уровнем моря.  Сирена была изготовлена в Ленинграде на заводе «Пневматика». Сирена состояла из двух дизельных двигателей марки 1Д-16/20 мощностью по 20 л.с. каждый, двух компрессоров вертикального действия с водяным охлаждением марки «125В» производительностью 2 куб.м воздуха в минуту при давлении в 3 атм. и звукового аппарата  марки «ВС», излучавшего звук с частотой 336 гц. Излучение звука было направлено  на запад. Характеристика сигнала: звук 3,5 сек + тишина 27,5 сек – период 31 сек. При установке новой сирены были использованы воздушные и водяные резервуары японской сирены.

 

Извещением мореплавателям № 69 от  9 марта 1954 года сообщалось об изменении характеристики огня маяка Ламанон. При сохранении прежней японской оптической системы, которая используется до сих пор, огонь стал белым проблесковым: свет 0,5 сек + темнота 9,5 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня маяка увеличили до 17 миль (более 31 км).

 

В декабре 1960 года в 31 метре к западу от маяка был установлен резервный огонь маяка  с той же характеристикой, что и основной, но с дальностью видимости всего 10 миль (более 18 км) – светооптический аппарат марки ЭМ-300 на деревянной пирамиде высотой 2,60 м.

 

В 1964 и 1965 годах 636 Военно – морское строительство (636 ВМС, в/ч 72010) Дальвоенморстроя выполнило под руководством майора – инженера В.С.Шевелёва и прораба Бастрикова реконструкцию маяка на сумму 256 100 рублей. Были произведены:

- капитальный ремонт башни маяка с установкой электрического механизма вращения оптической системы. Маяк стал светить белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темнота 19 сек – период 20 сек и с дальностью видимости огня 22 мили (более 40 км),

- перестройка здания радиомаяка в маячно – техническое здание для установки наутофона марки LIEJ-300 (Швеция) и радиомаяка марки КРМ-100,

- переоборудование здания сирены под отопительную котельную и баню,

- перепланировка жилых домов с устройством центрального водяного отопления, водопровода, канализации, вентиляции и электроосвещения,

- прокладка самотёчного водопровода,

- устройство канализации со сбросом в море,

- ремонт складов,

- прокладка дренажа.

 

Извещением мореплавателям № 237 часть 1 от 6 июня 1964 года сообщалось об упразднении сирены, а Извещением мореплавателям      № 99  часть 1 от 7 апреля 1966 года – об установке и открытии действия наутофона. Его излучатели установили в 42 метрах к юго – западу от маяка. Ныне наутофон, выработавший свой ресурс,  упразднён.

 

Радиомаяк марки КРМ-100 был введён в действие 1 апреля 1966 года. В 4 квартале 1987 года – через 21 год – он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, который работает до сих пор.

 

Электропитание маяка осуществляется автономно от дизель – электрических агрегатов. Для хранения запасов дизельного топлива был построен склад.

 

Начальниками маяка были: в 1952 году – Судаков, в 1966 году – Гудков, в 1980 году – Гоменюк.

 

С 1945 года маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.